Фото август 2001 г.
(Священник Дмитрий) |
Из
исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому
уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского
монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах
которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место,
поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное
сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери,
оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно
эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали
правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших
до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь
Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы,
у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев
Кирилла и Герасима». Название Задонский остается и
до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный
город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь
Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени
посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало
основания монастыря
В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь
сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом
и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение
этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы
Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею.
С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом
Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы
Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все
прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в
схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя
приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование
Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества
святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского.
Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды,
ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была
сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей
передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был
устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были
построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также
были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари
оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие.
Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем
Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост,
переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию
и безмолвию.
С 1798 года в монастыре строятся новые здания,
возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается
настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь
напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном
фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный
двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по
бокам которой находятся две башни, из которых одна – на южной стороне
монастыря – существовала до последнего времени. С учреждением уездного
города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие
присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого
видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что
домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней
жизни, так и внешнего благолепия в обители.
В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново
расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на
дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный
каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих
богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при
построении нового соборного храма совсем уничтожен.
В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне
монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было
каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями,
алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня.
Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь.
В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские
кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие
строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, выстроенному
архимандритом Тимофеем, были сделаны пристройки: с восточной стороны –
двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу – кельи для
больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с
западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное
трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем –
помещения для учеников, а в верхнем – для наставников.
В 1824 году были заложены предполагаемые здания по плану
воронежских архитекторов. И перед началом данного дела 16 июля после
Божественной литургии настоятель с братиею и со святыми иконами прибыл к
месту «закладки». После водоосвящения в основание был положен
четвероугольный белый камень, покрытый для прочности чугунной доской, со
следующей надписью: «Царствование благочестивейшего Государя Императора
Александра Павловича самодержца всея России тщанием настоятеля архимандрита
Самуила, 1824 года июля 16 дня». В этом же году до 30 сентября из земли был
выведен фундамент и окончен цоколь. Когда в 1820-х годах раскопали землю
этой колокольни, то нашли, как говорит предание, огромную могилу
человеческих костей. Это явление подтвердило историческое сказание о
страшных событиях времен татарщины и междуцарствия, оставивших печальные
следы в этой местности. В 1825 году при поступлении дополнительных средств в
обители снова было возобновлено строительство колокольни и гостиных
корпусов, были обновлены иконостасы, произведены другие незначительные
работы внутри монастыря.
1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием, с
помощью собранных им сумм, была окончена монастырская колокольня и в том же
году 21 августа была освящена архиепископом Антонием XI. Колокольня эта была
устроена отдельно от соборной церкви. Первый этаж с восточной и западной
стороны имел колонны, а с северной и южной были пристроены корпуса гостиниц.
В среднем этаже находился храм Святителя Николая Мирликийского, освященный в
1838 году. Под этим храмом располагались главные святые ворота для
торжественных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь
монастыря; над ними с подъезда в арке находилось изображение двух ангелов,
держащих образ Святителя Николая с надписью: «Радуйся Николае великий
чудотворче!» Вообще архитектура колокольни была легкая и воздушная. Там было
11 колоколов. Первый из них был отлит в 1846 году и весил 307 пудов, второй
120 пудов, третий вседневный 70 пудов; все колокола весили 601 пуд. В числе
них находился малый колоколец, который был найден в 1815 году в земле на
месте пустынки на Донщине в городище.
По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница
для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину
16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница
имела 78 келий.
В свое время монастырь отделялся от гостиного двора
особенною каменною высокою оградой, построенной игуменом Елфимием XI в 1830
году. В этой ограде находилось двое ворот: одни напротив самой колокольни (и
нового Владимирского собора), а другие, более официальные, от подъезда к
гостинице, – открывали весь внутренний двор монастыря. От этих же ворот
отходил тротуар, который по обеим сторонам был обсажен пирамидальным
душистым тополем и вел прямо в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Эта одноэтажная каменная церковь была переделана из бывшей братской
трапезной попечительством архимандрита Илария в 1834 году. По перенесении
сюда из пещеры гроба Святителя Тихона в боковых стенах были проделаны арки.
Деревянный свод храма поддерживался внутри восемнадцатью деревянными
колоннами, отштукатуренными под мрамор. Церковь эта была трехпрестольная:
главная – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя
Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, с левой – преподобных
Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм этот, как не соответствующий
количеству приходящих богомольцев и пришедший в ветхость, был разобран,
тогда же была построена, на месте прежней, новая, теплая, светлая,
великолепная церковь, освященная также во имя Рождества Пресвятой
Богородицы, с приделами по бокам.
Церковь Святителя Николая в колокольне была отделана
внутри в 1838 году, там был поставлен иконостас. Также в 1838 году вокруг
монастыря была закончена каменная ограда, строительство которой было начато
в 1836 году. В правой и левой стороне, вдоль западной ограды, были устроены
двое больших ворот с восьмью колоннами, предназначавшихся для обыкновенных
входов; от этих ворот в арке открывалось живописное изображение старцев
Кирилла и Герасима – первых основателей монастыря. Именно от этих ворот по
обе стороны и шла каменная ограда вокруг монастыря.
В 1839 году было решено построить новый соборный храм
напротив новопостроенной в 1836 году колокольни, несколько отступив к северу
от ветхого Владимирского собора, а также предполагалось разобрать и другие
здания, которые находились в полуразрушенном состоянии, и вместо них
поставить двухэтажный корпус келий.
В 1841 году возникла угроза полного разрушения
Владимирского храма. Новый каменный великолепный соборный храм был окончен в
1853 году. Автором проекта был не кто иной как выдающийся архитектор К.А.
Тон.
В 1845-1853 годах по проекту архитектора К. Тона (автора
храма Христа Спасителя в Москве) был построен новый пятиглавый собор в
честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке
старого в 1846 году были обретены нетленные мощи Святителя Тихона.
В 1861 году 13 августа состоялось его прославление. На
торжественное открытие его мощей собралось около 300 тысяч паломников, при
населении города Задонска в 7 тысяч. У мощей святителя совершилось множество
благодатных исцелений.
К началу XX века Задонский монастырь представлял совой
целый городок, состоящий из 6 Храмов, колокольни, странноприимного дома,
больницы, аптеки. двух кирпичных заводов, одного свечного,
церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300
человек. Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа
Божьей Матери и от мощей святителя Тихона, привлекали тысячи паломников.
Первоклассный Задонский монастырь занимал 7-е место в России.
В революционное время Задонский монастырь пострадал
одним из первых. 20 января 1919 года специальная комиссия положила начало
разграблению, разрушению и закрытию монастыря. На его территории
разместились различные производственные службы города.
Но вот, милостью Божией, в 1990 году Владимирский собор и
часть построек были переданы в ведение Русской Православной Церкви. В день
памяти Святителя Тихона Воронежского, Задонского чудотворца - 26 августа
1990 года - в нем состоялось первое архиерейское богослужение. Сегодня
наместником монастыря является викарий Воронежско-Липецкой епархии Епископ
Задонский НИКОН (Васин). Мощи святителя Тихона и еще 11 подвижников
Задонского Богородицкого монастыря находятся во Владимирском соборе обители.
Есть скит с источником, который был выкопан самим святителем Тихоном и рядом
со скитом и источником - женский монастырь. Это в 15 километрах от самого
задонского монастыря, в живописном сосновом бору.
Адрес: Липецкая область, Задонский район, г. Задонск.
Добраться можно на автобусе из городов Елец, Липецк, Воронеж.. |