Фото 5 мая 2003 г.
(Павел) |
Построена в 1635-1644 годах.
Каменная Христорождественская церковь была построена,
как и большинство ярославских посадских храмов ХVII века, на месте
деревянной. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она
существовала, т.к. в этой церкви ярославцы прятали икону Казанской
Богоматери во время осады города польскими отрядами пана Лисовского.
Церковь Рождества Христова была построена на средства
купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Имена жертвователей сохранились в
храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644)
поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея
России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а
воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы
дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца
своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и
родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия перковь и освещена
осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».
Имя Назарьевых было хорошо известно в Ярославле.
Основателем богатства и финансовой мощи семьи был Гурий Назарьев. Его брат,
Дружина, в 1608 году, когда над городом нависла угроза разорения польскими
отрядами, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего
безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и
Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна
отговаривал».
Тотчас по воцарении Михаила Романова Гурьевы получили
жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского
купечества. В первой половине ХVII века гостей, этой высшей категории
русского купечества, было в русском государстве немного - в разные годы от
15 до 35 человек. Гости имели особые привилегии: право судиться у самого
царя, право свободного выезда за границу для торговых дел, свободы от постоя
и т. д. Гости несли также государеву службу: ведали денежными сборами,
руководили царской торговлей, устраивали государевы промысловые предприятия.
Богатство Гурьевых было создано, как и капитал других ярославских торговых
людей, широкими торговыми операциями: они ездили и посылали своих агентов «в
сибирские города и в Казань, и в Астрахань, и за море с своими товары».
Постройка каменного городка обошлась Гурьевым в
колоссальную сумму, причем строили они без чьей-либо «помочи, одною своею
надсадною немочью». В 1667 году отряды Степана Разина захватили Яицкий
городок. Строительство каменного городка, разорение крепости привели
Гурьевых к полному финансовому краху. В 1670-х годах город со всем промыслом
был взят в ведение приказа Большого дворца.
Церковь Рождества Христова, возведенная на волжском
берегу, создавала, вместе с другими храмами, неповторимый зубчатый силуэт
города со стороны Волги.
В церкви Рождества Христова пять приделов. Первым, по
преданию, был освящен северный придел, посвященный Николаю Чудотворцу. В
покровительстве этого святого, считавшегося небесным патроном купцов,
путешествующих, терпящих бедствие на воде, торговые люди Назарьевы особенно
нуждались, так как они занимались всякими "большими отъезжими торги, и
судовым большим промыслом". Этот придел, располагавшийся в подклете, -
явление для Ярославля ХУII века довольно редкое, - был теплым, в нем стояла
большая печь, облицованная зелеными "муравленными" изразцами (часть их
сохранилась и находится в фондах Ярославского музея - заповедника).
Над Никольским приделом находится придел Петра и Павла.
Сохранились фрагменты интересной системы отопления: горячий воздух
поднимался из печи подклета по вертикальному внутреннему каналу и обогревал
верхний придел.
На южном окончании галереи был установлен придел в
честь пяти персидских мучеников, среди которых есть покровитель одного из
основателей церкви - Акиндина, Пегасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста.
В дъяконнике церкви находится придел Иоакима и Анны. К
юго-западному углу храма примыкает Казанский придел, который был устроен в
память о событиях польско-литовской интервенции.
Церковь Рождества Христова связана с событиями в
Ярославле в Смутное время, в 1609 г. ярославцы спасали здесь чудотворную
икону Казанской Богоматери, которая позднее дала начало женскому Казанскому
монастырю в центральной части Ярославля.
На 1861г. в церкви Рождества Христова было 295 прихожан
- 124 мужчины и 171 женщина. В церкви хранилась местночтимая храмовая икона
«Рождество Христово», к которой обращались беременные женщины.
Церковь Рождества Христова входила в ансамбль храмов,
ожерельем опоясывающих Ярославль по берегам рек Волги и Которосли. Церковь
сложена из большемерного красного кирпича, в качестве связующего использован
известковый раствор, при строительстве для декорировки как самого храма, так
и колокольни использованы белый камень, изразцы, тесаный кирпич.
По своей конструкции церковь принадлежит к
традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который
устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это
кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с
четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми
барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые
завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у
юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное
крыльцо. Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне
существующего памятника, и в начальный период строительства была очень
близка к церкви Николы Надеина. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот
памятник в 1956 году, предполагает, что его начали строить с одним приделом.
На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на
уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом на два
боковых придела. Кроме того, ряд неувязок и следов изменений в архитектуре
церкви свидетельствуют о том, что в северо-западном углу галереи
предполагалось построить колокольный объем, также знакомый нам по церкви
Николы Надеина.
Переход заказа на строительство храма после смерти
братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия - Михаила, Андрея и Ивана, привел к
существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены
размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу
появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание. В ходе
натурного обследования церкви, проводившегося в 1928 году реставратором И.
А. Тихомировым, глубоко знавшим ярославскую архитектуру, было установлено,
что Казанский придел был пристроен к церкви после того, как она была уже
заложена и выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы
вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба
галереи. Апсида галереи опирается на столб. Маленькая двухъярусная галерейка
была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого
придела. Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных
четырехгранных столбах. Этот придел, представляющий собой четырехгранную,
квадратную в плане башню, покрытую четырехскатной кровлей, нисколько не
испортил внешний облик всего храма. Наоборот, усложнив композицию церковного
ансамбля, он сделал его более свободным, живописным. По всей видимости,
первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу
большую стройность. Христорождественская церковь не дошла до наших дней в
своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела
позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были
Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI
столетии. Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних
сводов. Но к ХVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и
превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия
поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая
криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие
послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею
и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества ХVII века. Этот
переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать
распалубки, в которых зимой скапливался снег. О времени замены
четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений не
удалось обнаружить.
В основе композиции церкви Рождества Христова лежит
ассиметричная планировка. Церковное здание имеет сложный ансамблевый образ.
В этом храме строители впервые в Ярославле применили композиционный прием,
так полюбившийся местным зодчим впоследствии: два симметрично расположенных
придела на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон.
Подобную композицию имеют знаменитые прекрасные храмовые ансамбли
построенных позднее церквей Ярославля - Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна
Златоуста, Иоанна Предтечи.
Декор Рождественской церкви носит сдержанный характер,
свойственный ярославской архитектурной школе на начальном этапе. Стены
основного храма имеют традиционное трехчастное деление. На южном, западном,
северном фасадах находятся узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой
стороны. Широкий карниз отсекает закомары, барабаны сохранившихся глав
обработаны аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из
сухариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки. Мастера,
строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки
галерей выглядят нечеткими по рисунку. Строители церкви Рождества Христова
ищут новые средства декорировки. Окна уже обрамлены наличниками, правда,
очень скромными по рисунку. Интересны наличники алтарных окон, расположенных
на разной высоте. Они представляют собой рамку с фронтоном из полувалика,
которая членится перехватами. Широко применяются в декоре церкви ширинки -
весьма распространенный декоративный элемент в древнерусском строительстве.
Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского
придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами.
Лопатки подклета южного фасада обработаны вертикальными ширинками с четырьмя
вставками.
На северо-западном углу церкви опоры арочных проемов
нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных,
восьмигранных, богато профилированных столбов. На такие же столбы, только
меньших размеров, опирались арки второго яруса галереи. Форма таких столбов
пришла из русской деревянной архитектуры. Арочки миниатюрной галереи
Казанского придела, позднее заложенной, поставлены на столбики-кубышки, тоже
восьмигранные по форме (они сохранились в убранстве внутренних сеней
Казанского придела). Фасады Казанского придела завершены развитым,
тонко-профилированным карнизом. Изящно нарисованная главка придела на
стройном барабане заканчивается ажурным "корсунским" крестом. Это крест с
четырьмя равными концами, название пошло от города Корсуни (Херсонеса),
откуда кресты такой формы впервые были вывезены в Киев князем Владимиром.
Этот крест на пышной прорезной короне выполнен с тонким художественным
вкусом и почти ювелирной тщатель-ностью. Он является уникальным образцом
высокого мастерства ярославских кузнецов и медников ХVIII века.
Крыльцо церкви - большое, домообразное, с двухскатной
крышей, на ползучих арках, нарядно декорированное, типичное для начального
периода ярославской архитектуры ХVII столетия.
В 40-70-е года XVII века во внешнем убранстве церквей
получили широкое распространение зеленые "муравленные" изразцы, известные с
псковских памятников ХV столетия. Храм Рождества интересен как первый храм в
Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Узкие пояса зеленых
изразцов шли по верху центрального барабана и под карнизами апсид.
Изразцовые вставки украшали фасады крыльца и галерей. Изразцы, небольшие по
размерам (16х16 см), были двух видов: с изображением льва и семилепестковой
розетки. Наиболее выразительны изразцы с изображением льва, они напоминают
лучшие образцы древнерусской декоративной деревянной резьбы. На крыльце
Христорождественской церкви изразцы являются новоделами - их установили при
реставрации 1959 года. Форма этих изразцов была определена Э. Д.
Добровольской по хвостовым «рюмкам», оставшимся в кладке. Рисунок и цвет
исследователь определила по двум изразцам, сохранившимся в ширинках
западного фасада паперти. Рядом с одноцветной керамикой уже рождалась
полихромная. Главы храма были покрыты яркой глазурованной черепицей самых
разнообразных оттенков зеленого и желтого цветов (образцы черепицы хранятся
в музее-заповеднике Ярославля). Такое многоцветие было результатом неравных
условий обжига в печи. Красочность поливы черепицы, как и разнообразие ее
размеров и профиля, точно рассчитанных на кривизну поверхности глав, не
знают себе равных среди церковных памятников Ярославля. Но самым необычным
являлось украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, широкой
лентой опоясывающей четверик под основанием закомар. Надписи такого рода
редко встречаются в древнерусском зодчестве. Так, в 1683 году храм Василия
Блаженного был украшен изразцовой летописью. Выполнение такого заказа
обошлось Гурьевым очень дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного
клише, их пришлось заказывать очень много, так как надпись была длинной.
После употребления клише уже ни на что не годились, на повторение надписи
нельзя бы-ло рассчитывать. Неровная бледно-зеленая полива букв, мало
выделяв-шаяся на белом фоне, свидетельствует об отсутствии у изготовителей
соответствующего опыта (изразцы для лучшей видимости букв впоследствии
прописывали масляными красками). Сам текст надписи является уникальным.
Посадские люди Гурьевы «дерзнули» в нарушение традиций, кроме имен светских
и духовных правителей, вписать и свои мирские имена.
Строительство церкви велось в период финансового
могущества Гурьевых: они владели богатейшими в стране рыбными промыслами;
построили яицкий город, который приобрел значение не только для охраны
учугов, но и для морского судоходства, развития торговли со Средней Азией,
для посольского приказа в Москве составляли карты своих путешествий к
«индейским землям богатым», в Бухару и к «китайским городам». И вполне
естественно желание этих, стоящих на одной из низших ступеней сословной
лестницы русского об-щества того времени, людей хоть таким образом
сравняться с высшей духовной и светской аристократией. Изразцовые вставки,
пояса, надпись, разноцветная черепица, впервые примененные ярославскими
зодчими в церкви Рождества, делали этот памятник весьма живописным и
декоративно нарядным. Это убранство показало, какие большие декоративные
возможности таит в себе изразечное искусство. Керамика, так удачно
примененная в украшении стен храма Рождества Христова, была, скорее всего,
неместного производства, так как не дошло сведений о наличии гончарных
заводов в городе в первой половине XVII века. Известно, что производство
изразцов в этот период было хорошо налажено не только в Москве, но и в
других городах (Владимир, Псков).
Имена мастеров не сохранились, строила церковь, по
мнению исследователей, ярославская артель каменщиков.
Престолы: Рождества Христова; Казанской Богоматери
Крестовокупольный четырехстолпный с пониженными
подпружными арками, пятью световыми главами, тремя апсидами, на подклете.
Храм окружен галереями с севера и запада, приделы - у восточных прясел
северного и южного фасадов, у юго-западного угла, крыльцо перед западным
фасадом; отдельностоящая колокольня с приделом под ней - в северо-западной
части ансамбля. Колокольня была соединена с церковью переходом.
Адрес: Ярославская область, Ярославский район, г.
Ярославль, Малая Февральская улица (ул. Кедрова), 1. |