Фото 6 мая 2003 г.
(Павел) |
В восточной части города сохранилась часть сооружений
одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси - Авраамиевского,
основанного более восьми веков назад, в конце ХI века. Монастырь выполнял с
одной стороны функцию крепости, а с другой - функцию идеологического центра,
способствуя в начальный период своей истории распространению и укреплению
христианской религии. По преданию, он был построен на месте капища идола
Велеса. Монастырь сначала был построен для борьбы с идолопоклонством и
выстроен для обороны города, затем он превратился в центр распространения
христианства и оплот монашеского образа жизни.
С незапамятных времён в монастыре хранился жезл,
данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил
жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское
ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря,
расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань -
столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те
времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили
церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению
Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной
площади. Но мало кому извесно, что в Ростове тогда же появился его "младший
брат" - Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в
1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это
была царская благодарность обители за её "Чудесный" жезл способствовавший
покорению "неверных".
Хотя прямых доказательств нет, но учёные на основании
исследований и сравнений предполагают, что Богоявленский собор строил Андрей
Малой. Храм поставлен в середине монастырского двора и призван играть роль
главного храма -- собора. Это определило его конструкцию. Квадратный в
плане, массивный, четырёхстолпный, с тремя апсидами, он стоит на подклете, а
завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и
шатровая колокольня -- тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором
переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу,
лишённую симметрии, но живописную и оригинальную.
Монастырь сильно пострадал при польско-литовской
интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства.
Лишь в середине XVII века, когда архимандритом (настоятелем) монастыря был
назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее (в конце
века) над западными воротами надвратную Никольскую церковь. Под церковью
Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском
соборе.
Введенский храм одно время был соединён с Богоявленским
крытой галереей, которую впоследствии разобрали. Введенская и особенно
Никольская церкви подвергались различным переделкам, за последнее время
значительно разрушились. Поэтому сейчас трудно судить об их архитектурных и
художественных особенностях.
Утратив ряд сооружений, особенно стены, Авраамиевский
монастырь потерял прежний облик монастыря-крепости. В 90-е годы
Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви
и приписан к Патриархии. Ныне является действующим.
На фотографиях:
1 - Никольская надвратная церковь
2,3 - Богоявленский собор
4 - Введенская церковь
Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов
Великий, ул. Пролетарская. |