В летописи под 1197 годом в связи с сообщением о смерти князя Давида Ростиславича имеется похвальное слово усопшему
князю, содержащее отрывок: "Сам бо сяков обычай имеетъ - по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи
своем, такое же несть в полуночной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением
драгим украшены, и всею благодатью исполнены". Свидетельство летописи о возведении церкви князем Давидом Ростиславичем позволяет определить рамки, в
которые укладывается ее постройка - между 1180 и 1197 г. Карамзин считал, что церковь возведена после 1195 года, Писарев предложил датировать ее
1194 годом. И.И. Орловский, исправляя очевидную ошибку в рукописи Михаило-Златоверхого монастыря, реконструировал приведенную там дату как 6696,
т.е. 1188 г. Н.И. Брунов во всех своих работах датировал церковь 1191-1194 гг. М.К. Каргер, анализируя различные версии, пришел к выводу о их равной
бездоказанности.
История сооружения известна только в самых общих чертах. Первоначально называлась "чудо архистратига Михаила". В документе 1610 г.
названа "Михаилово чудо". Свирская - то ли от названия одного из приделов (но источники XVII в. приводят другие названия приделов), то ли, как
предположил Писарев, от слова Северская.
Обычно указывают на перестройку церкви после 1634 года. В частности, на плане Гондиуса ее верх показан в полуразрушенном виде. О
возможной перестройке в XVII в. говорит и посвящение одного из приделов Алексею человеку Божьему - патрону царя Алексея Михайловича.
В конце XIX столетия в архиерейских покоях хранился антиминс, выданный в ноябре 7221 (1713 г.) Смоленским и Дорогобужским
митрополитом Сильвестром на освящение церкви "чуда архистратига Михаила". Переосвящение было связано, по-видимому, с большими строительными
работами, ибо в конце XVIII в. этим годом датировали постройку Михаило-Архангельской церкви. Позднее ремонтные работы проводились в 1765 году
(возобновление росписи и установка жел. крестов над куполом и алтарем) и несколько раз после Наполеоновского нашествия - в 1820, 1836 и 1851 гг.). В
1833 году к церкви с юго-западной стороны был пристроен придел Бориса и Глеба, ныне не существующий.
В 1923 году памятник обследовал Н.И. Брунов. Он отметил сходство церкви с храмом Параскевы пятницы в Новгороде. Он также
установил, что эти два здания составляют новый, неизвестный ранее, тип культового здания. Примерно в те же годы церковь исследовал М.И. Хозеров.
Кроме этого он исследовал другие храмы и установил, что церковь не была уникальным явлением.
Брунов определял храм как шестистолпный, но позже отметили, что восточная пара столбов совпадает с восточной стеной. Кроме того,
восточные окончания боковых апсид не составляют одной прямой линии и развернуты внутрь, образуя как бы изолированные ячейки, приставленные по обеим
сторонам сильно выступающей средней апсиды. Другая особенность церкви - вертикализм пропорций, подчеркнутый на фасадах применением многообломных
пучковых пилястр. Пониженные боковые апсиды и притворы сообщают массам здания характер динамического нарастания. Такая же ступенчатость отличает и
построение внутреннего пространства церкви. Высоко поднятый барабан заметно сужен по отношению к подкупольному квадрату и подпружным аркам за счет
напуска кладки в уровне верха парусов. Своды рукавов креста полулотковые, угловые ячейки перекрыты половинками коробовых сводов, опирающихся своими
пятами на южную и северную стены. Западный притвор разделен по высоте на два яруса. У северного и южного притвора в настоящее время второй ярус
отсутствует, но существовал. Боковые притворы отделяются от основного объема высокими, расширяющимися кверху арочными проемами, сама конфигурация
которых говорит о поздней переделке. По низу стен между внутренними лопатками помещены равные по величине аркосолии.
Статья приведена в сокращенном варианте. Полный вариант с дополнительными изображениями можно найти на сайте
"Русский город".