Существует мнение, что церковь Иоанна Богослова, созданная князем Романом Ростиславичем,
была его дворцовым храмом.
И.М. Хозеров датировал храм 1173 годом, основываясь на ныне не существующей клировой ведомости
храма. Другие исследователи предпочли определять время постройки здания двадцатилетием княжения Романа - 1160-1180 гг.
История сооружения известна плохо. Смоленские историки считали, что храм дожил до нового времени в относительно целом виде и
пострадал когда здание подверглось обновлениям в 1763 г. старанием майора А. Васильевского и мещанина Никифора Верзина и в 1786 году епископом
Парфением. При раскопках найдены следы пожара, поверх которых был положен новый пол, а также остатки рухнувшего столба. Скорее всего эта катастрофа,
относится к довольно позднему времени, так как на плане Гондиуса храм изображен с главой, правда на его верху угнездилась буйная растительность,
т.е. что кровли у храма не было. Так, что в руки "реставраторов" XVII века храм попал уже без столбов, сводов и главы. Галереи и южный придел,
по-видимому, исчезли еще раньше. Под разобранными на участке южного придела поздними склепами, был обнаружен толстый слой древнего известкового
раствора, куски которого сохранили отпечатки плинфы - это след работы тех смолян, которые разбирали на материал и хозяйственные нужды руины придела
и очищали на месте выбраную плинфу от раствора.
В 1924 г. И.М. Хозеров и С.Д. Ширяев провели натурные исследования здания и установили факт наличия снаружи, у восточных углов
храма приделов. В 1929 г. была произведена очистка фасадов храма от поздней штукатурки, что яснее выявило их формы. Накопленный материал позволил
начать практическое восстановление первоначальных деталей здания. Была осуществлена выкладка нижних частей полуколонн и апсидных тяг, доведенная до
современной дневной поверхности. Однако полная реставрация здания не была продолжена, так как она потребовала бы разборки и перекладки разрушенных
древних участков стен, т.е. привела бы к потере подлинных остатков памятника XII в. и сооружения нового его "макета в натуральную величину".
Сейчас от древнего здания сохранилась в сущности только коробка внешних стен, но и те неузнаваемо переработаны: срублены наружные
лопатки с полуколоннами и тяги на апсидах. Заложены узкие древние и сделаны новые широкие окна, а фасады покрыты толстым слоем штукатурки, скрывшим
под собой следы уничтоженных древних деталей.
Основной объем здания в первоначальном виде представлял из себя очень схожий с церковью Петра и Павла крестово-купольный,
одноглавый, трехапсидный храм. Он имеет почти квадратный план, апсиды массивны. Внешние членения фасадов точно отражают внутреннюю структуру здания
с его крестчатыми столбами и отвечающими им внутренними плоскими лопатками. На углах храма - широкие плоские двухуступчатые лопатки, подчеркивающие
кубичность объема. Средние лопатки по осям столбов были усилены мощными полуколоннами, придающими фасаду сильно выраженную пластичность. Полукружия
апсид оживлялись узкими, плоскими, вертикальными гранями.
Большую роль во внешнем облике храма играли проемы двухуступчатых порталов, а также двухуступчатых амбразур узких и высоких окон.
Они были расположены в два яруса как на стенах, так и на алтарных апсидах, где строители отказались от слепой аркады церкви Петра и Павла.
Удлиненность окон усиливала ощущение высоты и некоторой динамики здания. Все уцелевшие древние окна сейчас наглухо заложены кирпичом, с целью
упрочить крайне разрушенные стены, и точная конфигурация оконных проемов неизвестна.
На уровне пят закомар, очевидно шел поясок аркатуры с двойным поребриком. На угловой северо-восточной лопатке, по счастью не был
срублен в XVIII в. выложенный из плинфы рельефный большой шестиконечный крест на ступенчатой "Голгофе". Эти выпуклые кресты после затирки стен
раствором читались как красный узор на белом фоне, напоминая вышивку красной нитью по холсту.
Стены храма покрывала роспись. Около восточных углов существовали два небольших придела. Храм окружала галерея, одновременная с
основным объемом.
Статья приведена в сокращенном варианте. Полный вариант с дополнительными изображениями можно найти на сайте
"Русский город".