Фото: 2000-2002 г. |
В 1108
году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и
Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского
монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских
над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора
во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор
был освящен. Михайловский собор был поставлен на
обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру.
Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским
собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в
которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в
практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он
и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к
храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.
Собор стал местом захоронения нескольких поколений
киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.
В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно
перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон
собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были
украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными
известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов
были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце,
подобно драгоценным камням.
Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору
принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый
тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики
Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство
храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись
выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно
свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась
национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния
Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем
древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера
"мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.
Житие преподобного Алимпия включено в текст
Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, "во дни благоверного князя
Всеволода Ярославича" (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его "на
учение иконного писания" кому-то из греческих иконописцев, работавших в
Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря.
Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском
соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной,
иконы писать хитр бе зело". В искусстве Алимпия заметна его близость к
традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой
собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское
народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные
мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.
В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской
Руси, искусство "мерцающей живописи" угасло - для удельных князей мозаика
оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского
Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.
Часть мозаик Михайловского собора - "Евхаристия",
"Благовещение", изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других -
была перенесена в Софийский собор. Мозаику "Дмитрий Солунский", ставшую ныне
хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому
искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть
фресковой фигуры "Святой Самуил" - в Русском музее в Петербурге. Всего
сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены
собора.
Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с
рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым
Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают,
что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые
ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих
рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.
Во времена князя Владимира Крестителя на месте
современного Михайловского собора находилось капище самых известных
языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога.
После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной
поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия
первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего
святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много
лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает
каменное сооружение.
“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей
князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из
Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея
Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно
почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и
топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как
свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было
дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя
Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это
торжественное событие могло состояться между 1065 - 1075 годами.
Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала
мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В
1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая
представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время –
главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла
необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства
Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым
создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями
религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.
К другим святыням собора принадлежали 15 перстней
утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига
Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими
слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви
сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана
Скоропадского.
Во время монголо-татарского нашествия Михайловский
Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого
времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой
страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен
Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале
XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки
храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр
приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.
26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную
картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа
работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений
искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за
бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же
судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели.
Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский
собор.
Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский
Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее
ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и
переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в
Германию, откуда они попали в Эрмитаж.
Восстановлен в 2000 году. Росписи Михайловского Собора, а
это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской
храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры
подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не
покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При
воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются
техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.
С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения
центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 -
Варваринский и Екатерининский приделы.
Адрес: Украина, Киев, . |