После
реставрации Софийского собора в 80-х годах в нем был обустроен концертный
органный зал и музей. Собор являлся главным объектом туристического интереса
в Полоцке, центром культурной жизни. Тут ежегодно проводились международные
музыкальные фестивали, на которых выступали известные органисты и
музыкальные коллективы со всего мира.
Софийский
собор был построен между 1044–1066 годами во время княжения Всеслава
Брячиславича. В то время собор стал колыбелью христианства на Полоцкой
земли.
Храм имел в объёме форму куба с ребром 26,4 м, венчали его
семь шлемовидных куполов. Снаружи он был неоштукатуренным. Хорошо была видна
кладка с утопленным рядом, когда каждый второй ряд кирпичей, или по гречески
- плинфы, был утоплен или сдвинут вглубь кладки и закрыт цемяночным
раствором, сосотоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. В кладке
присутствовали и бутовые камни. Внутренний объём храма был разделён 16-ю
колоннами на 5 нефов (продольных рядов). Фрагменты древней кладки Софийского
собора открыты в зондажах западной и восточной стен, которые сохранились с
середины ХI в. на высоту 8 и 12 м. Софийский собор был поставлен на мощный
фундамент, который сохранился до наших дней. Фундамент, алтарные апсиды и
фрагменты фресок ХI в. можно увидеть сегодня в Музее, который рассказывает
об истории архитектуры Софийского собора.
Вместе с городом храм пережил много драматических событий,
разрушений и пожаров. На рубеже ХV-ХVI вв. собор был перестроен в храм
оборонного типа. Об этом свидетельствует первый известный план Полоцка 1579
г. С1596 г. православная София перешла к униатам и оставлась униатской до
1839 г. В 1710 в Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада. Через
28 лет униатский архиепископ Флориан Гребницкий (Кстати, этот известный
религиозный деятель был похоронен в стене храма возле алтаря. Останки
человека, вернувшего Полоцку его легендарный храм, были выброшены в 80-х.)
пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для воостановления
Софии. Из соображений идеологии или экономии, древний фундамент и остатки
стен и апсид были включены в новую композицию храма, постройка которого была
завершена в 1750 г.
После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную
одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту
50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле
позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение
интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные
карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была
отделена от центрального нефа высокой трёхярусной преградой, к которой на
своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый
и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей
на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи
"Тайная вечеря" и Спас Нерукотворный.
Теперешний храм Святой Софии совершенно не похож на
православную церковь.