Фото январь 2003 г.
(Кирилл Бычков) |
Успенский собор в Кремле сооружен на средства дмитровского князя Юрия
Ивановича между 1509 и 1533 г., по-видимому, на месте собора XIV в.
Подвергался частичным переделкам в XVII-XIX вв.
Основу сложной объемной композиции памятника составляет кирпичный пятиглавый
четырехстолпный храм крестовокупольного типа на высоком подклете, с
белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными
подпружными арками, два нижних яруса - системой пересекающихся коробовых
сводов. Алтари, в том числе Георгиевского придела в южной апсиде, отделены
каменной преградой. Перспективные порталы снабжены килем,
"дыньками"-перехватами и сноповидными капителями. От двухъярусных сводчатых
галерей на столбах, изначально окружавших здание стрех сторон, сохранился в
основном западный участок. Фрагменты северной галереи с основанием звонницы
в ее восточном торце вошли в объем позднейшего придела.
Собор принадлежит к кругу итальянизирующих московских
построек первой трети XVI в Воздействие форм Архангельского собора сказалось
в приемах обработки стен филенками, наличии трехчастного антаблемента в
основании закомар, заполненных группами окон-люкарн, в подчеркнутой
тектоничности крестчатых столбов, из которых западные имеют пьедесталы с
развитым цоколем и карнизом. Однако по общей трактовке Успенский собор
строже и монументальнее своего прототипа.
К интересным особенностям памятника относится граненая
снаружи форма апсид. В систему наружного декора введены три монументальные
изразцовые композиции. Справа от южного портала находится круглый барельеф
диаметром около 3 м с изображением Георгия Победоносца. Два "Распятия"
вставлены в тимпаны средних закомар боковых фасадов. Изразцы выполнены в
прозрачной глазури, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Обычно
эти уникальные произведения древнерусской пластики датируются первой
половиной XVI в.
Позакомарное покрытие собора заменено в 1790 г.
четырехскатной железной кровлей, кирпичные барабаны - деревянными. Западная
лестница на ползучих арках относится ко второй половине XVII в. Место ее
нижнего рундука занимает трехъярусная колокольня стиля классицизма,
строившаяся с 1793 по 1796 г. по проекту и под наблюдением М.Я. Агафонова.
Верх колокольни, надстроенный в 1820 г. по проекту А.Ф. Элькинского, в
1960-х гг. реставрирован Е.Р. Куницкой. Собор фланкируют два идентичных
придела с элементами ложной готики в архитектуре, занявшие места древних
галерей. Северный из них заложен в 1823 г. по проекту Ф.М. Шестакова, проект
южного был разработан Д.Ф. Борисовым в 1841 г. До 1960-х гг. приделы венчали
четыре массивных, исполненных в дереве купольных барабана, закреплявшие углы
общей пирамидальной композиции.
В соборе находится золоченый резной иконостас в пять
ярусов конца XVII в. с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах частично
сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими
поновлениями. Прекрасным образцом резьбы XVII в. служит шатровое
"епископское место", перевезенное в Дмитров в 1792 г. из Крутицкого
архиерейского дома. Внутри оно покрыто декоративной росписью, относящейся к
первой половине XVIII в.
Адрес: Московская область, Дмитровский район, Дмитров,
Историческая пл.
Проезд: . |