Главная Оглавление О проекте Участники Розыск Ссылки Форум Словарь

Проект продолжает свою работу на сайте www.sobory.ru

Переславль-Залесский. Горицкий монастырь.

Ярославская область    Переславский район


Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото август 2001 г.
(Василий Шелемин)

Основан в начале XIV в.. Церковь Всех Святых (XVII в.) и Успенский собор (XVIII в.) построены в период расцвета монастыря. В 1788 г. был закрыт и находился в запустении до образования на его территории в 1919 г. музея-заповедника.

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана - будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.

Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа - архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор - это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную "команду", где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны - из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: "вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел". Около столетия пребывали Горицы в небрежении.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.

Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно "краса и светоч Переславля": "Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены". Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -"время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства".

К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

 

Архитектура Успенского Горицкого монастыря

Проездные ворота
Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы - по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях - ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков - правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ. Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине XIX века.

Палата привратника. XVII век.
К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен. Оставленные чистыми плоскости подчеркивают декоративное богатство фасадов. Наиболее пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты. Трудно выделить какую-либо часть здания, во всем чувствуется мастерство и талант его создателей.

Святые ворота. Никольская надвратная церковь. XVII век.
К западной части палаты привратника примыкают парадные ворота. Зрительно они составляют с ней единое целое. В декоративном убранстве ворот много деталей, которые есть на фасадах палаты привратника. Но ворота имеют свои четкие и ясные архитектурные членения, свою ось симметрии. Впечатление от ворот было бы еще более ярким и запоминающимся, если бы над ними возвышалась надвратная церковь, сооруженная теми же мастерами. Никольская надвратная церковь резко отличается от ворот и палаты привратника. Убранство ее значительно менее сложно и плохо увязано с нижними строениями. Вероятно, строительство церкви относится к концу XVII или первым годам XVIII столетия, об этом говорят и ярусное завершение храма, и восьмигранное окно на южном фасаде.

Часовня из деревни Старово. XIX век.
Это одна из двух часовен, перевезенных на территорию музея. Такие небольшие деревянные строения ставили на околицах сел и деревень, у проезжих дорог. Их строительство не занимало много времени и часто совершалось в течении одного дня. В сооружении часовен принимало участие почти все население деревни или села, но иногда их возведением занималась странствующая артель плотников, специально подряженая для этой цели на деньги, собранные "миром". Часовня из деревни Старово после восстановления вновь получила пять главок и крылечко с резными столбами.

Богоявленская церковь. Колокольня. XVIII век.
Над восточной стеной возвышается массивная колокольня, ее начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия, но затем работы приостановились и возобновились в конце семидесятых годов. Если внимательно присмотреться к зданию, то заметно, что верхний ярус колокольни по характеру убранства и четкости членений отличается от нижних ярусов. Следовательно, достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и белого камня - известняка, из которого выполнены цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали.

В настоящее время верхний ярус колокольни служит смотровой площадкой для посетителей. Отсюда открывается великолепный вид на город и его окрестности.

Успенский собор. XVIII век.
Крупнейшее здание монастыря - Успенский собор сооружался во второй половине пятидесятых годов XVIII века. Его планировка и композиция необычны для русской архитектуры. Квадратное в плане главное помещение соединяется с крытыми галереями, расположенными с севера и юга, а с востока - полукруглой апсидой, к которой примыкают два восьмигранника. По замыслу архитектора, создавшего проект перестройки Горицкого ансамбля, собор и несохранившееся здание так называемой Гефсимании представляли единое целое и соединялись широкой аркой; через Гефсиманию нужно было подниматься на хоры собора. На западном фасаде храма видны заложенные проемы и следы примыкавших стен несохранившегося строения. Фасады Успенского собора довольно сдержанны по убранству. Наибольшее впечатление производит восточный фасад, где четко видна пирамидальная композиция здания, его устремленность вверх.

Интерьер Успенского собора просторен и высок, хорошо освещен, украшен пышно и со вкусом. Храм похож на дворец и по богатству убранства вполне выдерживает сравнение с соборами, которые строились в середине XVIII века в Петербурге и Москве по проектам лучших архитекторов столетия. Своды и стены собора покрыты тончайшими лепными картушами, вензелями, гирляндами цветов, изображениями групп ангелов. Белая лепнина эффектно выделяется на голубом фоне, она размещена на плоскостях стен и сводов с большим тактом и тонким пониманием конструктивной значимости каждой детали. Кроме лепнины, стены собора в его центральной части, южной и северной галереях приделов и в алтаре украшают живописные панно. Алтари главного помещения и приделов закрыты от взоров молящихся великолепными резными золочеными иконостасами, со сводов храма спускаются на затейливых длинных цепях большие нарядные люстры-паникадила, подобные сказочным цветам.

Успенский собор был неотапливаемым летним храмом, что, к сожалению, не способствовало сохранности барочных росписей, украшавших стены, как центрального объема, так и прилегающих к нему галерей-приделов.

Иконостас Успенского собора выделяется своим великолепием даже на фоне пышной отделки стен. Он был закончен в 1759 году и сразу же стал главным украшением храма. Иконостас поднимается от пола алтарного возвышения до основания главного свода. Его составляют пять рядов икон. Всю резьбу выполнили мастера московской артели Якова Жукова. Живопись икон принадлежит художникам из иконописной мастерской Ново-Иерусалимского монастыря.

Всехсвятская церковь. XVII век.
Всехсвятская церковь, судя по сохранившимся деталям убранства и конструкциям, сооружалась во второй половине XVII века, по-видимому, в его последние десятилетия. На фасадах церкви сохранились нарядные белокаменные оконные наличники, полуколонки по углам, декоративные полукружия, расположенные в верхней части стен.

Трапезная палата. XVII век.
Здание было сооружено в конце XVII века. Первоначальный облик трапезной палаты до неузнаваемости изменен. Перестройки и ремонты XVIII и XIX веков исказили его настолько, что сейчас даже трудно поверить, что фасады палаты имели характерные для XVII столетия фигурные детали, придававшие зданию нарядный, приветливый вид. Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды. Площадь палаты свыше трехсот квадратных метров. Долгие годы трапезная была перегорожена поперечными стенами, которые загромождали помещения и искажали его oблик. В 1971 году стены были разобраны, и светлое просторное помещение предстало в своей первозданной красе. В процессе дальнейшей реставрации были воссозданы первоначальные формы карниза, цоколя, фигурных обрамлений окон.

Духовное училище. XIX век.
Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

Часовня из деревни Фонинское. XIX век.
К югу от трапезной палаты в саду стоит маленькая деревянная часовня, перевезенная на территорию музея из деревни Фонинское Переславского уезда. К квадратному срубу с запада примыкает крылечко, а с востока сделан небольшой прируб для иконостаса. Четырехскатная кровля, увенчанная главой, прорезана круто поднимающимися шипцами, которые обогащают силуэт постройки. Бревенчатый сруб обшит тесом. Под кровлей проходит фриз с деревянными узорами, имитирующими детали кирпичного карниза. Северная и южная стены прорезаны довольно большими шестигранными окнами.

Звонница. XIX век.
Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В статье использованы материалы сайта Переславль-Залесский государственный музей заповедник


Адрес: 152140, Ярославская область, Переславль-Залесский, Музейный пер., 4.

Телефон: (08535) 2-31-24.

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото август 2001 г.
(Василий Шелемин)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото январь 2003 г.
(Павел)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото январь 2003 г.
(Павел)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото январь 2003 г.
(Павел)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото январь 2003 г.
(Павел)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото январь 2003 г.
(Павел)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский - Горицкий монастырь

Фото январь 2003 г.
(Павел)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Фото май 2003 г.
(Константин Тулупов)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Фото май 2003 г.
(Константин Тулупов)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Фото май 2003 г.
(Константин Тулупов)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Фото май 2003 г.
(Константин Тулупов)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Фото май 2003 г.
(Константин Тулупов)

Ярославская область - Переславский район - Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Фото май 2003 г.
(Константин Тулупов)

Добавлены 6 фотографий: 24.09.2003 (Константин Тулупов)

Добавлены 6 фотографий: 31.03.2003 (Павел)

Запись внесена: 20.11.2002 (Василий Шелемин)

Rambler's Top100Rambler's Top100

про нефть на этом сайте
Hosted by uCoz