Главная Оглавление О проекте Участники Розыск Ссылки Форум Словарь

Проект продолжает свою работу на сайте www.sobory.ru

Владимир. Дмитриевский собор.

Владимирская область    г. Владимир


Владимирская область - Владимировский район - г. Владимир - Дмитриевский собор

Фотография август 2001 г.
(Василий Шелемин)

Во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. "Суздальская область, еще в начале XII века - захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью", - пишет В. О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.

Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его уже только русские мастера - летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже "не искали мастеров от немец".

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, храм впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837-1839 годах "знатоки русского стиля" провели по распоряжению Николая I "реставрацию", чтобы придать собору "первобытный вид". В результате собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, не является художественным приемом - дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых - русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы - льва с "процветшим" хвостом, гусей со сплетенными шеями... На южном фасаде храма выделяется крупная композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет нам, сегодняшним кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе и на Востоке - прежде всего благодаря византийской повести "Александрия", переведенной на многие языки. "В церковной скульптуре второй половины XII в. "Вознесение Александра" равноправно важнейшим христианским изображениям", - пишет академик Б. А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, "грипы александрова воздухохождения", несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят - "приманку" для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собор украшает большой рельеф "Князь Всеволод с сыновьями". Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище "Большое Гнездо" князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: "Всякое дыхание да хвалит Господа!" Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, "среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития". Да, грозные хищники, воинственные всадники... Но ведь сказано-то: "всякое" дыхание да хвалит Господа. А что касается сцен "борьбы и кровопролития", то ведь "аще сниду во ад - и Ты тамо еси" ("даже если сойду в ад - и Ты там"), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях - но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями - и псалмопевцев, и "воинственных всадников"...

...После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной, необычной по сравнению с храмами-предшественниками, - кроме рядов тесаного белого камня на его стенах почти ничего нет. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками. В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века - сцены из "Страшного суда". Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера - греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то, что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными индивидуальными, портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах - светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых...

Внутри храм невелик - ведь он строился для княжеской семьи. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, "дом молитвы" - именно таким и задумывали его древние зодчие. "Храм Мой домом молитвы наречется"...

Летописец так передает о сооружении храма: "Великий Князь Всеволод, именованный во Святом крещении Дмитрий, сын Гюрчев, изда церковь прекрасну на дворе своем святого мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем и принес доску гробную из Селуни Святого мученика Димитрия, миро непрестанно точащую на здравье немощным, в той церкви постави, и и сорочку того же мученика туже положи". В соборе действительно была помещена икона святого мученика Димитрия, писанная на его гробовой доске и принесенная в дар Всеволоду из города Селуня в 1197 году. Принято считать, что Дмитриевский собор построен по образцу церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженной Андреем Боголюбским в 1164 году в устье реки Нерль. Построенный на великокняжеском дворе, Дмитриевский собор был окружен дворцовыми постройками, но от них ничего не осталось. При реставрировании собора в XIX веке на северной стороне были обнаружены следы древних пристроек наподобие тех, что были в великокняжеском дворце в Боголюбове, а на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим вероятно великокняжеское семейство могло проходить прямо на хоры. Конечно, все бедствия, пережитые городом Владимиром за время долгого его исторического существования, не миновали и Дмитриевского собора. При нашествии Батыя, и во время опустошений, производимых в разное время татарами, литовцами и поляками, соборный храм подвергался печальной участи разграбления наравне с прочими церквями города, но, даже лишившись почти всех своих внутренних украшений, он сохранил все-таки древние стены со всеми наружными украшениями. В 1380 году Дмитриевский собор лишился своей главной святыни -- гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по повелению московского князя Дмитрия Ивановича была перенесена в московский Успенский собор и помещена возле гробницы с мощами святителя Филиппа. Но Великие князья Московские не оставляли без внимания Дмитриевский собор. В жалованной грамоте Великого князя Василия IV Иоанновича за 1515 годом в коей он жалует "своих попов, что служат в его соборной церкви Дмитрия святого во Владимире внутри города на его дворе". По этой грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: их никто не мог судить, кроме самого Великого князя или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей, имели право рубить себе лес на дрова, или на строения где пожелают. В царствование Иоанна Грозного, вероятно в память его неоднократных посещений Владимира, к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон. В северной был помещен придел в честь Святителя Николая, в южной - в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, на западной стороне была устроена обширная паперть. В 1807-1808 гг в соборе производились поправки и улучшения: вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны -- приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною. В таком виде Дмитриевский собор существовал до 1834 года, в котором император Николай I, посетив город Владимир и ознакомившись с замечательными строениями, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид.. Для этого императором была ассигнована необходимая сумма денег. Реставрация была произведена под руководством местных археологов и в 1837 году Дмитриевский собор предстал снова во всей своей древней красоте. Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 года. До 1883 года собор оставался холодным и богослужения в нем совершались только в летнее время. В этом году тщанием и усердием соборного старосты купца В.Н. Муравкина невдалеке от собора построена небольшая в древнерусском стиле звонница, в которой находится сторожка и располагается духовая печь с проведенными в самый собор трубами, благодаря чему весь собор сух и нет более опасности для фресок погибнуть от сырости. В соборе устроен также мозаичный пол из разноцветного мрамора. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткою. В плане Дмитриевский собор представляет собой вид продолговатого четырехугольника, узкие стороны которого обращены на восток и на запад; с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне, из которых средний больше крайних. Собор представляет собой крестово-купольный храм кубической формы с тремя полукруглыми апсидами на востоке, увенчанный одной шлемовидной главой на цилиндрическом барабане.  Глава собора - шлемообразная, наверху нее шар с крестом. Крест четырехконечный, прорезной, вызолоченный, опирающийся на полумесяц, на самом верху креста голубь. При возведении собора использована традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. По архитектурной композиции и пропорциям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII в. на этапе его наивысшего развития.

Некоторые знатоки древности видели в этих изображениях олицетворение слов псалма: "Всякое дыхание да хвалит Господа", но многие изображения не могут подходить под это толкование, например двое борющихся, воин, закалывающий фантастического зверя, человек, держащий лук в руках, другой, сидящий на льве и раздирающий ему пасть: лев, раздирающий козу, осел, стоящий на задних ногах перед виноградным кустом и многое другое. Поэтому граф Строганов, написавший специальную статью и Дмитриевском соборе, сделал иное предположение. Он думает, что большая часть главных украшений относится к событиям из жизни святого великомученика Дмитрия Солунского, который был проконсулом в Македонии, - относится к местностям Македонии и к действиям цирка. Например, лев, раздирающий оленя, кабана, быка - находится на медалях города Аханти; два кентавра с ветвью в руках, стрелец с луком в руках - на медалях Америполя; осел, стоящий на задних ногах перед виноградовым кустом - город Мекди; два кентавра - города Селуня. Наконец, изображение двух бойцов, человека, раздирающего пасть у льва - изображения, намекающие на ристалище амфитеатра. Но и это мнение является не более как догадкою, не исключающей возможности другого рода толкований. От внутренних украшений собора мало что сохранилось. Во время реставрации собора в XIX веке, под толстым слоем штукатурки под хорами у западной стены открыты следы древней стенописи: изображение Божией Матери, сидящей на троне с двумя по сторонам ее ангелами; рядом праотцы Авраам, Исаак и Иаков. На другой стороне арки - собор святых с апостолам Петром. На другой стене - два трубящих ангела; над сводом изображен собор апостолов и ангелов. В Дмитриевском соборе обращает на себя внимание художественный надгробный памятник подле могилы бывшего во Владимире памятником графа Р.И.Воронцова. В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты.

Дмитриевский собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас не действует.


Адрес: Владимирская область, Владимир, Соборная площадь.

 

Обновлено описание: 06.03.2003 (Павел)

Запись внесена: 30.10.2002 (Василий Шелемин)

Rambler's Top100Rambler's Top100

woody купить
Hosted by uCoz