Александров. Собор Рождества Христова.
В 990 году, на месте, где сейчас находистя кинотеатр
"Сатурн", был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь
Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост.
Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12,14 по Советскому
переулку.
Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось
славянское поселение. С распространением христианства во второй половине 11
века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества
Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило
название "село Рождественское". В последующие столетия, по мере
строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало
сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного
требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки
Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода.
Со времени первого основания храма Рождества Христова
церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как
это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612
году католиков - польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда
вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы
делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества
Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1649 году, после католического нашествия,
Рождественская церковь была перестроена - подновлена и расширена. Она стала
колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь
поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом
Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще
одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм
новообоснованного монастыря.
В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская
церковь, при ней были устроены новые приделы - во имя святого пророка Илии и
во имя святителя ИоаннВа Предтечи.
В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах,
оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности.
Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот
год: "В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте - церковь Рождества
Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в
четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы
писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ
Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска,
украшение) серебрены и золочены. В венце у Богородицы шесть камней смазней
да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки;
образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца
Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое
серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы
Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да
восемь крестов серебряных, четырнадцать копеек золоченых и белых..."
Вторую церковь Николького погоста царские писцы
описывают так:"... другая теплая церковь с трапезною во имя Николая
Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в четыре стены. А в церкви царские
двери, сень и столицы да тринадцать икон деисусов писаны на красках. Да
местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и
цата серебряные золочены басемные, семь крестов, 50 копеек. Да в алтаре
образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата
серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек... Колокольня
шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол..."
В 1687 году, через 12 лет после этой описи, в храмах
Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского
рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего
тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей
был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом
Святителя Николая Чудотворца. Строился он "мирским иждивением и Государевыми
щедротами при бытности в той Слободе государевых вотчин дворцового прикащика
Якова Ладогина."
В начале 19 века к собору Рождества Христова был
приписан храм Боголюбской иконы Божией Матери, построенный на городском
кладбище в 1800 году.
В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен
деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню
(местная власть разрушила ее в 1929 году), а в 1847 году его сын, Иван
Федорович, по обязательству, данному умирающему отцу, на свои средства
расширил храм. В нем заново был построен и освящен придел во имя Святителя
Николая Чудотворца. В 1831(?) году был заново построен и придел во имя
Архистратига Михаила.
После перестроек 1820-1830 годов собор был выдержан в
стиле ампир (архитектор части собора - владимирский архитектор Я.М.
НИкифоров).
Владимирский церковный историк В.Г. Добронравов в 1895
году сообщал: "Утварь и ризница в церкви очень богатые. Церковные документы
зранятся в целости: Копии исторических книг с 1817 года. Исповедальные
росписи - с 1829 года".
Собор Рождества Христова представляет собой
традиционный церковный ковчег с основным приделои во имя Рождества Христова.
Правый, южный престол во имя Архистратига Михаила в настоящее время усечен и
не используется в полном объеме, так же, как и левый, северный, во имя
Святителя Николая Чудотворца. Они сейчас полностью помещаются в бывшей
трапезной собора.
С запада к помещению под колокольней, разрушенной в
1929 году, пристроены с севера и юга вспомогательные помещения для
крестильной комнаты и китторских нужд. С востока алтарная часть собора
заканчивается тремя полукруглыми апсидами. Они перекрыты конхами -
специальной формы перекрытия, олицетворяющие одновременно гроб Господень и
Вифлеемский вертеп. Храмовая часть перекрыта парусным сводом, над которым
возвышается барабан с луковичной главой. Трапезная часть перекрыта тремя
сферическими сводами, закрыта двускатной стропильной крышей с жестяным
покрытием. При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм,
вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.
При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990
годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного
творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.
Возрождение Христорождественского собора началось с
1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ
Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о.
Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В
1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила
состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол
Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием.
С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник
о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский).
Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит
о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией
матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай
(Ростовцев).
С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского
собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный
протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное
завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено
восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству
Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока
центральный придел храма - придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова
к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята
завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого
праздничного Богослужения в главном алтаре храма!
Низкий поклон всем, кто принимал и принимает участие в
возрождении Христорождественского собора.
Использованы материалы из информационных листков,
вывешенных в храме
Адрес: Владимирская область, Александровский район,
Александров, Соборная площадь, д.1. |