Московская область - Сергиево-Посадский район - Хотьково - Покровский монастырь
Главная Оглавление О проекте Участники Розыск Ссылки Форум Словарь

Проект продолжает свою работу на сайте www.sobory.ru

Хотьково. Покровский монастырь.

Московская область    Сергиево-Посадский район


Хотьково. Покровский монастырь.

Фото июнь 2002 г.

Хотьков Покровский монастырь находится в десяти с четвертью верстах от лавры по направлению к Москве и по Московской железной дороге, которая идет мимо монастыря и которая имеет у него свою первую станцию от Троицы. Стоит на реке Паже.

О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского.

Весьма вероятно, что вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы, что в древнее и старое время было очень обычно. Как бы ни было, но в первой половине XIV века он был монастырем двойным - мужским и вместе женским, по каковой причине в нем одном и постриглись как отец, так и мать преподобного Сергия, и этим монастырем двойным, мужско-женским, он оставался не менее как до начала ХVI века.

В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным монастырем, так что к нему шло название не столько монастыря, сколько монастырька, каковым последним именем он и называется. В 1506 году великий князь Василий Иванович пожаловал монастырю свою ругу. Грамота, которою государь назначает свою ругу, есть следующая: "Се аз князь великий Василий Иванович пожаловал есми попа Лукьяна да дьякона Захарья, чтo служат в Радонежском уезде у Покрова Пречистыя Богородицы в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия чудотворца родители, отец его Кирило да мать его Марья, или кто у той церкви у Покрова Пречистые в монастыре иной поп и дьякон будет, велел есми им давати ругу с году на год на зборе (т. е. с выдачей ее в сборное воскресенье): попу пятнадцать четей ржи, да пятнадцать четей овса, [...]. Дана грамота на Москве 7014 (1506) году марта в 11-й день".

В 1545 году царь Иван Васильевич Грозный, исполняя просьбу Троицкого игумена с братией, предоставил монастырь в заведывание Троицкого монастыря.

Став в промежутке годов 1506-1544 монастырем исключительно женским, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. Власти Троицкого монастыря желали получить его в свое заведывание, как нужно думать, имея в виду его благоустроение. Но, сколько знаем, на самом деле они заботились об его благоустроении весьма немного. В описи Троицкого монастыря 1641 года читается описание Хотькова монастыря вместе с описаниями всех других приписных к Троице монастырей. Из этого описания видим, что две церкви монастыря были снабжены принадлежностями до последней степени бедно и скудно. Для заведывания монастырем от Троицкого монастыря при нем постоянно жил иеромонах этого последнего. Монахини получали от Троицкого монастыря хлебное и денежное (весьма нещедрое) жалованье. В 1764 году монастырь был отписан от Троицкого монастыря и помещен в третьем классе самостоятельных монастырей со штатом семнадцать монахинь.

В конце ХVI века монахинь в монастыре было 35 и 36. В 1641 году их было 42. В 1764 году, когда монастырь, отписанный от Троицкого монастыря, сделан был самостоятельным, в нем было: монахинь 41, белиц вдов 34, девиц 40, а всех - 115. В конце ХVIII столетия число всех обитательниц монастыря возросло до 280, а с первой четверти ХIХ столетия оно стало доходить до 350, до 400. До 1840 года монастырь был особножитным, так что каждая монахиня имела собственное помещение (в келье, ею самою построенной, или купленной у наследников одной из прежних монахинь, или нанимавшейся у монастыря, в собственность которому оставлялись келии иными монахинями при смерти, а равным образом в квартире, нанимавшейся у обладательниц того или другого рода келлий) и собственное содержание (так что каждая монахиня в своей собственной или нанятой келье жила своим собственным хозяйством). Приобретая себе содержание главным образом трудами рук своих, монахини должны были продавать свои рукоделия; а по этой причине в монастыре, как это и вообще в женских особножитных монастырях, должна была завестись монашеская торговля. Но к торговкам монахиням присоединялись и торговцы миряне, когда при монастыре собирались торги или ярмарки, и таким образом повелось (вошло в обычай), чтобы торги и ярмарки происходили не под монастырем, а в самом монастыре. Так это было до не особенно давнего времени. С 1840 года начало вводиться в монастыре общежитие, которое потом (к 1871 году) и совсем введено было в нем (в том смысле, что для всех монахинь - помещение монастырское и что все монахини имеют монастырский стол).

Другие церкви в монастыре:

1) находящаяся близ Покровского собора теплая церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября); первоначально построенная в 1768 году и увеличенная позднейшими пристройками (недавно сломана, и вместо нее в 1902v1905 гг. построена новая, по проекту архитектора Лыткова, освященная 1 октября 1905 г.);

2) находящаяся над южными воротами монастыря при богаделенном доме, во имя святителя Митрофана, построенная в 1833 году;

3) находящаяся на северных воротах монастыря, в честь Рождества Иоанна Крестителя, построенная в неизвестном нам году и служащая к отправлению треб для прихожан монастыря, которых у него восемь деревень.

 

Покровский монастырь  - главная архитектурная достопримечательность города. Его художественный ансамбль XVIII-XX вв., расположенный на старой Троицкой дороге, господствует в широкой панораме окружающего ландшафта. Время основания монастыря неизвестно, в летописи он впервые упоминается под 1308 г. Вначале небольшой бедный монастырек, последовательно бывший семейным, затем мужеско-женским, в 1540-х гг. был преобразован в девичий и приписан к Троице-Сергиеву монастырю; в 1764г. получил самостоятельность.

До середины XVIII в. монастырские строения, за исключением соборной церкви 1644-1648 гг., были деревянными. Развитие монастыря как места паломничества привело к постепенной замене их каменными. Наибольшей художественной цельности монастырский ансамбль достиг к середине XIX в., когда в его центре была поставлена высокая колокольня. Многоярусная с динамичной структурой масс, она господствовала в ансамбле, придавая завершенность его композиции, Разборка этой доминанты в 1930-х гг. обезглавила комплекс. Ее роль в значительной степени воспринял новый, XX в., грандиозный собор, определяющий до сего времени силуэт монастыря.

Необычна исторически сложившаяся продольно-осевая планировка комплекса с центральной улицей, до середины XIX в, служившей паломникам отрезком дороги "к Троице". В XVIII в. улица, в соответствии с особножительным монастырским уставом, была сплошь застроена небольшими деревянными домиками келий. Впоследствии, с изменением устава, разделена колокольней на жилую и парадную части с разбивкой соборной площади. Существующая структура следует старой схеме.

Смотри также:

Покровский собор Покровского монастыря

Никольский собор Покровского монастыря

Источники информации:

Памятники архитектуры московской области (под ред. Подъяпольской)

Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра (Е. Голубинский)


Адрес: г. Хотьково Сергиево-Посадского района, Кооперативная ул., 20. От Москвы с Ярославского вокзала до станции Хотьково - 60 км, далее пешком 1 км. Ярославское шоссе.

Запись внесена: 26.07.2002. (Павел)

[AD][AD]

Антимоскитная сетка на пластиковые окна. . Типовые варианты и прихожие на заказ изготавливаются из современных материалов.
Hosted by uCoz