В
центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая
колокольня. На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё,
что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Дмитрия
Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского
собора.
Впервые о Воскресенской церкви упоминается в
1665 году Каменный же храм был выстроен в 1703 году. В начале он был очень
небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою,
с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз
изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове
и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня.
Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850
году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5
глав.
Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма
произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче
Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий
обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен
храм в южную и северную стороны по 15 аршин.
Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при
церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на
трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение
храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему
благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных
храмов.
В 1899 году начались работы по реставрации стенной
живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным
художником Я.Е. Епанешниковым.
Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о.
Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само
духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван,
отсидел 10 лет в Соловецком лагере.
Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его
ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и
провалился купол, после чего были разобраны и стены.
Рядом с колокольней - каменный столбик-часовенка,
обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви,
построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским.
При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества
содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная),
директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал
псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских
храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую
прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов.
Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди,
творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков
Иванович Лабзин.
12 мая 1918 г. в Павловском Посаде началось восстание
против большевиков. Толпа окружила здание Совета, его охрана отстреливалась.
Тревожно гудел соборный колокол. Здание Совета подожгли, все осаждённые
погибли. В тот же день в Павловский Посад прибыли вооружённые отряды из
Богородска, Орехово-Зуева, Дрезны. Начались аресты и расстрелы жителей.
Первым пострадало духовенство Воскресенского храма.
В 1939 году Собор был закрыт и отдан под склады
боеприпасов. Через некоторое большая часть Храма была разрушена взрывом. Все
что осталось от трехпридельного храма с 12-ю куполами – это колокольня.
Позже здание было отдано городскому краеведческому музею, который
просуществовал до 2000 года.
С августа 2002 года настоятелем храма является
священник Кувшинников Александр Сергеевич. В храме действует
воскресная школа и летняя детская площадка.
На фотографиях: сверху - вид на колокольню храма с южной
стороны, снизу - вид храма с восточной стороны.